История появления листовок

современная листовкаЛистовки, или «флаеры», сегодня для нас настолько привычны, что мы просто не замечаем людей, которые их раздают, и проходим мимо. А если и берем листок с рекламным текстом, то чаще всего выбрасываем его в ближайшую урну. И вряд ли кто-то задумывается, как вообще появились листовки, и какая информация размещалась на них, допустим, около 100 лет назад.

Так что же такое листовки? Это бумага формата A4, A5 или A6, на которой печатается информационный текст и изображение.

Главная задача флаера – агитация, распространение рекламной или политической информации с помощью передачи листов в руки людям. Но раздавать листовки можно не только с помощью промоутеров, но и на специальных стендах в общественных заведениях, через почтовые пересылки и с покупками в магазинах. А сам флаер может быть односторонним или двусторонним, цветным или черно-белым, с изображением или без.

С чего всё началось?

средневековый театр на площадиПервые рукописные листовки появились очень давно, примерно 500 лет назад. Тогда они информировали людей о важных государственных и общественных событиях, о приезде бродячего цирка или театра, свадьбе среди членов правящей элиты и других редких, а поэтому интересных, событиях.

Печатных станков в то время не существовало, и людям приходилось писать вручную, поэтому о массовом производстве одинаковых листовок не было и речи. И только к началу 18 века флаеры приобрели практически ту же форму, что и сегодня.

Чтобы разобраться в истории появления и развития современных листовок, необходимо обратиться к первоисточнику, а именно к значению слова «флаер».

Если перевести дословно, то «flyer» означает «летящий», а это значит, что первые листовки попадали людям в руки практически по воздуху. Но как это получилось?

Развитие за рубежом

А всё дело в том, что появление флайеров напрямую связано с различными волнениями, войнами и протестами, которыми переполнена мировая история. Листовки всё чаще использовала оппозиция, с целью подорвать уважение к власти, рассказать о спорных моментах самому населению. В напряженные моменты люди пытались призвать друг друга к борьбе, объединиться перед врагом и т.п.

К примеру, во Франции в 18 веке индустриализация достигла высокого темпа, и печатная индустрия позволила выпускать листовки большими объемами. А французское революционно движение нуждалось в новых рекрутах, поэтому агитки разлетались как «горячие пирожки».

революционное восстание во Франции

Конечно, такая агитационная деятельность строго наказывалась, вплоть до арестов, каторги и казней, и распространителям флаеров приходилось работать нелегально, поэтому они придумали другой способ – оставлять листовки на тротуаре или сбрасывать с крыш. В результате ветер разносил послания по всему городу, а виновникам удавалось скрыться. Поэтому листовки и назывались «флаеры», ведь они буквально прилетали в руки людям.

Флаеры в России

листовка в революционной РоссииСчитается, что рукописные листовки в нашей стране были распространены благодаря лидеру крестьянского восстания – Емельяну Пугачеву. Сами крестьяне не отличались грамотностью, поэтому изображения на бумаге приходилось делать в виде карикатур, понятных широкому кругу населения.

А в самом начале Февральской революции листовки различных политических партий рассказывали людям об их отношении в тому, что происходит в стране.

Благодаря тому, что некоторые флаеры сохранялись, современным историкам удалось отследить хронологию некоторых важнейших событий того времени.

На примере Великой Отечественной войны становится понятно, что в ход идет не только оружие, но и слово. Даже в периоды «затишья» между наступлениями вражеских войск и обороной защитников, шла настоящая битва идеологий.

Наши партизанские отряды распространяли информацию в оккупированных территориях, высмеивали захватчиков и призывали к борьбе.

Но вражеские художники не дремали, и на улицах стали появляться листовки антисоветского характера. Печатное информация в союзе с красочными и весьма качественными изображениями пыталось достучаться до умов и сердец изнуренных людей, призывало их сдаться и перейти на сторону захватчиков. Это было сильное оружие, направленно на подрыв боевого духа.

Популярные в то время карикатуры, шаржи и рисунки со временем превратились в отдельный вид искусства, который ценится по сей день. Тонкое чувство юмора советских художников, прекрасное знание менталитета народа и острая злободневность сделали листовки мощным мотиватором на пути к победе.

А что сегодня?

макеты новых листовокСовременные листовки сильно отличаются от своих предшественников как по качеству, так и по наполнению. Их основная задача – привлечение и продажа.

Всё чаще флаеры предлагают скидки, содержат в себе промокоды или информацию об особых условиях, по которым можно получить продукцию или услугу. Поэтому их больше не нужно скидывать с крыш или «пускать на ветер», ведь открытые для покупок люди сами потянутся за ней к промоутеру.

Если говорить о дизайне и качестве изображения, то флаеры претерпели значительные изменения. Печатные станки выпускают листы с высокой детализацией, а дизайнеры разрабатывают уникальные визуальные «крючки», которые мгновенно цепляют внимание прохожих, ведь у листовки есть лишь пара секунд, чтобы заинтересовать потенциального покупателя.


Если вам стало интересно, то прочитайте статью об истории афиши и плаката, ведь они неразрывно связаны с развитием листовок.

В компании ООО ПК «ПРИНТ-ПАК» мы изготавливаем на заказ плакаты, листовки, афиши различных форматов, производим коробки для всевозможных продуктов, а также, разрабатываем уникальный стиль и образ для вашей упаковки.