История афиши и плаката
Даже сегодня, в век Интернета и высоких технологий, нам сложно представить себе жизнь без обыкновенных бумажных афиш.
Они ярко и эмоционально информируют жителей современных городов о предстоящих культурных, развлекательных, познавательных и иных мероприятиях.
Нас повсюду окружают рекламные, обучающие, агитирующие плакаты. Изготовить их в любом количестве не представляет сложности, и стоит это достаточно недорого.
Красочные и привлекательные, они стали настолько привычными, что слились с окружающей действительностью. И теперь дизайнеру приходится проявлять все свои знания и весь свой талант, чтобы мы удостоили вниманием его творение.
Но так было далеко не всегда. Широкие возможности, позволяющие быстро изготавливать качественные цветные плакаты А1 и красочные афиши огромных размеров, появились относительно недавно. Что же было до этого?
У древних первоистоков
Слово афиша пришло к нам из французского языка: «affiche» — объявление, «afficher» — выставлять на всеобщее обозрение.
Первые подобные сообщения, по утверждению историков, встречались на территории Римской империи еще более 4 тыс. лет назад. Высекались они на каменных или глиняных табличках, что объясняло необходимость ёмко и лаконично отражать их суть.
Гораздо более удобными были «альбумы» — специальные выбеленные стены, на которые объявления наносились красками. Римские власти пользовались ими для оповещения населения о новых законах, указах и передачи различных официальных сообщений.
Тогда же на стенах домов стали появляться частные объявления, информация о театральных представлениях, гладиаторских боях и проч.
Наиболее раннее письменное свидетельство «рекламного» характера сегодня хранится в Лувре. Оно представляет собой папирус родом из Древнего Египта и датированный 164 г. до н.э., в котором сообщается о вознаграждении за поимку 2-х беглых рабов.
Настоящие печатные афиши
Серьезно говорить об истории современных плакатов можно, начиная со времени изобретения печатного станка. Первый типограф Европы Иоганн Гутенберг придумал хитроумный способ книгопечатания в 1440 году. А уже в 1469 г. в Англии появилась первая напечатанная афиша.
Сначала на плакатах можно было увидеть только текст, однако «маркетологи» того времени быстро осознали, что изображения гораздо более эффективны в плане привлечения внимания. И вот, с 1491 на плакатах появляются полутоновые иллюстрации, напечатанные благодаря медной гравюре. Конечно, из-за сложности и дороговизны нанесения картинки, готовые изделия имели весьма скромные размеры и походили скорее на листовки, чем на плакаты.
Теперь афиши активно информируют население о предстоящих ярмарках, цирковых и театральных выступлениях, проведении выставок и лотерей. А еще они становятся настоящим средством массовой информации, что вызывает определенные опасения у тогдашних властей. Так, с 1539 г. во Франции уже действует закон, предписывающий определенные места для их расклеивания, а с 1652 г. ограничивается свобода их издания и оформления.
Первые широкоформатные афиши появляются только в XIX веке. Этому поспособствовало появление литографии – способа печати, изобретенного в 1796 г. Алоизом Зенефельдом из Баварии. А хромолитография (1831 год) и фотолитография (1865 год) позволили плакатам стать многоцветными. Теперь афиша – это настоящее произведение искусства, над которым в свое время потрудилось немалое количество признанных живописцев и художников.
Плакаты и афиши в России
История афиши в дореволюционной России тесно связана с театральным, оперным и балетным искусством. Многие мастера, картины которых украшали самые знаменитые музеи Европы и мира, брались за оформление афиш. Среди них А. Головин, Ф. Шехтель, С. Самокиш и другие. Широко известны работы талантливого декоратора Б. Кустодиева, мастерство которого было оценено и советской властью.
Во время Гражданской войны появляются политические плакаты. Впоследствии этот вид плакатов станет чрезвычайно распространенным: на протяжении многих десятилетий они будут отражать главную линию партии и выпускаться огромными тиражами. Динамичный шрифт и «индустриальное» оформление, бескомпромиссность и напористость характеризуют плакаты того времени.
Плакаты используют для пропаганды техники безопасности на производстве и в строительстве, начиная с 20-х гг. XX века. Во время Отечественной Войны широко печатаются антифашистские агитационные листы, а после ее окончания – плакаты в защиту мира на Земле.
Современное оборудование помогает воплотить в жизнь любые задумки. Информационные и обучающие плакаты, рекламные и PR-постеры, афиши достаточно быстро изготавливаются, отлично выглядят и хорошо справляются с возложенными на них функциями.
Если Вам нужна помощь в производстве плакатов/афиш/листовок, компания «Принт-пак» рада предложить свои услуги.